Zliy Pes truly breeds Без собаки зайца не поймаешь (Вл.Даль). Проверено: блох нет
Валяльня
Версия для печати





! Осторожно: Злой пес !
На главную страницу

Статьи | Web-обзоры | Гороскопы и пр. | Musica | Юмор | Programming | Математика
Информатика | Поиск по сайту | Кроссворды | В гостях UPSA | Новый сайт: Adsense, Scriptlance, блог
 
Ads:
Бабушка сказала: "наверняка"

Ученые-антропологи долгое время обходили своим вниманием биологическое и социальное значение бабушек в семье. И лишь недавно они стали видеть в бабушках обильный источник понимания важных аспектов человеческой эволюции и человеческого поведения. Так, например, исследователи обнаружили, что в некоторых культурах присутствие бабушки по материнской линии - критически важный фактор для выживания внуков, то есть для борьбы с детской смертностью.

Недавние исследования семьи в Африке показали, что наличие бабушки по материнской линии сокращает риск детской смертности наполовину, тогда как наличие бабушки по отцовской линии, так же как и самого отца, не играет в этом особой роли. Хотя такую точку зрения разделяют многие ученые, они расходятся в причинах, породивших эту особенность. Одни антропологи видят здесь влияние эволюционного процесса, в котором отцовство может рассматриваться как сомнительное. Другие считают, что молодая мать, естественно, скорее обратится за помощью по присмотру за детьми к своей матери, чем к матери мужа.

В то же время исследования семьи, проведенные в странах Южной Азии, продемонстрировали, что наличие бабушек и с материнской, и с отцовской стороны повышало плодовитость у молодых женщин. Как пишет в "Нью-Йорк Таймс" научный обозреватель этой газеты Натали Энгиер, бабушка в воспоминаниях очень многих людей - это символ любви и доброты. Для маленьких внуков бабушка - удивительный человек, появляющийся в доме с сумкой, всегда наполненной какими-нибудь подарками. Бабушка считает малыша гением только за то, что он надел правый туфель на правую ногу. Бабушка потихоньку дает вкуснейшие печенья, как только родители отвернутся. В общем, для детей - маленьких или уже даже выросших - бабушка олицетворяет собой защиту, чувство семьи, связь поколений.

С точки зрения антропологов и этнографов в прежние времена бабушка была неким малоинтересным придатком в семье, лишь отвлекающим от "настоящих, серьезных" исследований. Крупный этнограф Чарлз Уильям Мертон Харт, в 20-х годах прошлого века изучавший охотничьи племена в Австралии, описал местных пожилых женщин как ужасно надоедливых и вызывающих физическое отвращение. Их роль и их занятия, по мнению ученого, не заслуживали научно-аналитического внимания, в отличие от мужчин, молодых женщин и даже детей.

Но для растущего отряда биологов-эволюционистов и антропологов-культурологов бабушки являются ключом к пониманию человеческой предистории и особенно того, почему люди стали такими, каковы они есть: медленно взрослеющими, с замедленным половым созреванием, однако очень плодовитыми по мере достижения половой зрелости, умеющими сочувствовать другим и быть щедрыми, в отличие от других млекопитающих, и ориентированными на жизнь в семье в такой степени, какую трудно встретить в мире приматов.

В результате биологи, антропологи-эволюционисты, социологи и демографы обратили свое научное внимание на бабушек: на их роль в прошлом человечества, на то, как их присутствие или отсутствие отражается на благополучии семей, на их значение в традициях и культуре разных этносов во всем мире.

На недавно проведенной первой научной международной конференции, посвященной феномену бабушек, ученые пришли к редкому по своему единству заключению, что пожилые женщины-родственницы вообще, но особенно бабушки, являются недооцененным источником силы и влияния в нашем эволюционном наследии. Бабушки, считают участники конференции, это совершенно самостоятельная эволюционная категория. Более не являясь сами воспроизводяще-активными и, в отличие от пожилых мужчин, даже не пытающиеся доказать, что они еще способны к деторождению, бабушки часто остаются еще достаточно здоровыми, с запасом долгих лет впереди. Они могут составлять довольно значительную часть взрослого населения даже в большинстве так называемых "примитивных" культур.

На протяжении человеческой эволюции женщины в постклимактерический период не могли направлять обильные запасы своей сохранившейся энергии на вынашивание и выкармливание детей. Тем не менее, как продемонстрировали участники конференции, присутствие или отсутствие бабушек часто определяло, выживут ли дети, или нет, причем, порой, в гораздо большей степени, чем наличие или отсутствие отцов.

Антропологи из Лондонского университета Рут Мейс и Ребекка Сир, например, анализировали демографическую информацию, собранную в сельских районах Гамбии с 1950-го по 1974-й год, когда детская смертность в этой стране была предельно высокой. Антропологи тогда обнаружили, что шансы на выживание в этой стране у ребенка, которого отняли от груди и который начинает учиться ходить, но иммунная система которого ещк очень слаба, так вот шансы на выживания у него возрастают вдвое при наличии рядом бабушки.

"Для нас сюрпризом явилось то, что наличие отца в этом случае не играло никакой роли, - говорит профессор Рут Мейс. - Но если в семье бабушка умирала слишком рано, это очень отражалось на детях".

Речь идет не о бабушках вообще, а именно о бабушках с материнской стороны. Профессор Вашингтонского университета антрополог Донна Леонетти и ее коллега профессор Дилип Нат получили аналогичные результаты в своих исследованиях, проведённых в двух этнических группах северо-восточной Индии - в Бенгали и в Кхаси. У обеих групп схожие фундаментальные характеристики существования: тяжелая физическая работа, низкий доход и скудный доступ к современным средствам контроля за рождаемостью. Но есть между этими двумя группами разница в организации брачной жизни. Бенгальская женщина, выйдя замуж, переезжает в семью мужа, и там она попадает под опеку свекрови. Женщины кхаси остаются в доме со своими родителями, и муж переезжает к ним. Сравнивая рождаемость в обеих этнических группах, исследователи заметили, что, при всех прочих равных, рождаемость была выше в тех семьях, где возле молодой женщины находилась ее мать.

На конференции некоторые участники вынуждены были признать, что не вполне понимают эволюционную роль бабушек:

"Каков механизм их воздействия на развитие семьи, рода, общества"? - спрашивает Патриша Дрейпер, профессор антропологии в университете штата Небраска. И продолжает: "Сам факт такого воздействия очевиден, но какова его природа? На какую кнопку нажимают бабушки, в результате чего семьи развиваются в разных направлениях? Может быть, - говорит профессор, - их роль носит не только практический, но и психологический характер? Например, они способствуют сплоченности семьи или ее развалу. Могут сдерживать или разжигать ожесточённое соперничество среди юных членов семьи и так далее". При этом, как отмечают ученые, психологическая роль бабушек по материнской линии и по отцовской различна.

В ряде исследований эффект дивергенции, то есть различий между бабушками с отцовской стороны и с материнской, настолько разителен, что приходится говорить не только о меньшем ее влиянии, но даже о дестабилизирующей роли бабушки по отцовской линии.

Так профессор-антрополог из Блумингтонского университета в Индиане Черил Джемисон и ее коллеги изучили регистрационные книги в архиве одной из деревень Центральной Японии. Исследованию подверглись архивные записи населения деревни с 1671-го по 1871-й год. Деревенские власти, борясь с проникновением христианства, педантично вели учет рождений, браков и смертей каждого жителя деревни. Кроме того, ежегодно здесь проводился опрос жителей об их вероисповедании. Так что картина состава каждой семьи и ее развития была достаточно ясной. Исследователи заметили, что в семьях, где жила бабушка со стороны матери, детская смертность (в основном, мальчиков) снижалась на 52% по сравнению с семьями, в которых бабушек вообще не было. А в семьях, где жила бабушка со стороны отца, смертность мальчиков, например, повышалась на 62%. На судьбах девочек присутствие или отсутствие бабушек по материнской или по отцовской линии почти не сказывалась.

Но профессор Джемисон предупреждает, что не надо спешить с выводами, ибо необходимо учитывать особые национальные традиции в старой Японии, где только сыновья обязаны были брать на себя заботу о своих престарелых родителях. Поэтому в Японии в одном доме с внуками гораздо чаще жили бабушки с отцовской стороны, чем с материнской. Из архивных записей не удалось выяснить, почему при этом смертность среди мальчиков была намного выше, чем среди девочек.

Ученые, более строго придерживающиеся дарвиновской теории эволюции, предлагают следующее объяснение столь большого расхождения между влиянием бабушек с материнской стороны и бабушек с отцовской. Кровное родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому бабушки со стороны матери никогда не отказывались от кровных внуков, тогда как бабушки по отцовской, при подозрении, что их внуки - плод измены, что они не являются детьми их сыновей, могли не испытывать особой любви к внукам и не особенно заботиться о них.

Профессор психологии из Кассельского университета в Германии Харальд Эулер считает, что влияние бабушек по материнской и по отцовской линии так же сильно отличается в наше время, как это бывало и в прошлом. Он опросил в Германии 2 тысячи человек о том, как к ним относились бабушки и дедушки и какое влияние они на них оказали. Дальнейшему анализу подверглись ответы 700 человек, у которых по меньшей мере до их 7-летнего возраста были живы обе бабушки и оба дедушки. В результате оказалось, что 50% назвали любимой бабушкой бабушку со стороны матери, и только 14% с большей благодарностью вспоминали бабушку со стороны отца.

Некоторые ученые, пытаются объяснить этот феномен тем, что, как в детстве мы искали в трудные моменты помощи в первую очередь у матери - главной защитницы детей, так и молодая женщина с появлением собственных отпрысков обращается за помощью в первую очередь к своей матери, а не к свекрови, хотя это не всегда справедливо. Так во всяком случае считает Мартин Коли, директор Группы по изучению старения и образа жизни в берлинском Свободном университете. Профессор Коли ссылается на французские исследования современной семьи, по данным которых дедушки и бабушки со стороны отца часто хотели бы делать больше для своих внуков, но чувствуют, что их помощью пренебрегают, в отличие от помощи дедушек и бабушек со стороны матери.

Правда, в одном отношении, по данным исследования Мартина Коли, дедушки и бабушки по материнской и по отцовской линии равны, а именно в отношении к ним как к финансовому источнику. Такое отношение типично и в семьях Германии, и США, и Франции, где проводились соответствующие исследования. В этих странах деньги перемещаются практически только в одном направлении: от пожилых к молодым.

В 1996-м году, например, жители Германии старше 65 лет отдавали своим более молодым родственникам (детям или внукам) на 3,600 долларов в год больше, чем получали от них в виде денег или подарков. Даже те пожилые люди, которые жили очень скромно только на одну пенсию, ухитрялись откладывать, в среднем, 9% своих скудных доходов, чтобы отдавать их детям или внукам. Причем, это в одинаковой степени делали бабушки-дедушки и со стороны матери, и со стороны отца.

По словам профессора Мартина Коли, в отношении к внукам скупость у пожилых встречается довольно редко. "Большинство, говорит он, стремятся дать что-нибудь внукам, оставить им что-нибудь, помочь своим потомкам".

Republished from:  Радио Свобода
05.01.2003
Комментарии
 

 

О проекте | Стая Злого Пса | Что нового? Quick jump: © 2002-2007